- Преступность несовершеннолетних
- — составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. В то же время мн. преступления подростки планируют заранее и в ряде случаев используют технические средства (число таких преступлений увеличилось в 90-е гг. вдвое по сравнению с 80-ми гг.). Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, различная аудио-, видео- и другая аппаратура, мотоциклы, автомобили и другая техника, модная одежда, драгоценности, а также спиртные напитки и продукты питания (до 60-70% всех преступлений). Насильственные преступления, совершённые подростками (особенно в группе), отличаются особой жестокостью и цинизмом. В группах совершается до 70-75% всех преступлений, причём нередко они носят внешне бессмысленный, вандалический характер. Мн. неформальные объединения криминальной направленности отличаются стабильностью, некоторые их члены впоследствии вливаются в мафиозные структуры. Каждую вторую группу возглавляют лица, ранее совершившие преступления, в т.ч. и молодые люди в возрасте 19- 22 лет. В Рос. Федерации социальные потрясения 90-х гг. способствовали росту П.н. Вновь обострилась проблема детской беспризорности, особенно в местах межнациональных конфликтов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют "группу риска", которую взрослые правонарушители вовлекают в преступную деятельность.Осн. часть несовершеннолетних преступников составляют лица мужского пола (90-95%). Многие из девушек, осуждённых к лишению свободы, выросли в неблагополучных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию, занимались проституцией детской и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и пр.Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16-17 лет, но большинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера, употребляли спиртные напитки, убегали из дома, бродяжничали, рано начинали сексуальную жизнь. Реальное число подростков-наркоманов, по мнению некоторых специалистов, в 4-5 раз превышает официальную статистику, фиксирующую число несовершеннолетних, состоящих на учёте в правоохранительных органах и медицинских учреждениях.Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, которые не учатся и не работают, затем - по мере убывания - работающие, учащиеся профессионально-технических училищ, студенты. В общем числе несовершеннолетних преступников не занятые трудом, работающие и студенты составляют 60-70%. Бесцельное времяпрепровождение формирует у подростков негативное отношение к любой трудовой и общественно полезной деятельности, нравственным нормам общества и к окружающему миру, от которого они постоянно ожидают агрессии и стремятся защититься с помощью насилия как основного способа самовыражения и самоутверждения. Росту П.н. во многом способствует уверенность правонарушителей в своей безнаказанности. Так, около половины несовершеннолетних правонарушителей получают отсрочку от уголовного наказания с учётом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в первые 3 мес вновь совершают преступления. Несовершеннолетние, совершившие незначительные правонарушения, как правило, не предстают перед судом. Материалы на них передаются в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако ок. 50% таких подростков также совершают преступления вновь.Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источники собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера. Акцентуации характера и психические аномалии являются осн. криминогенными факторами. Акцентуированные несовершеннолетние несут в себе повышенный риск преступного поведения, они более восприимчивы к негативным воздействиям социальной среды (неблагополучие в семье, дизсоциальное воспитание, влияние антисоциальных неформальных объединений и пр.). Сверхактивные (гипертимные) несовершеннолетние, например, не умеют управлять уровнем своей активности. Они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий. У гипертимиков самая низкая доля преступлений против личности и самая высокая - против общественного порядка. Все акцентуанты, как правило, психически вменяемы. В то же время акцентуации характера часто сочетаются с аномалиями психики, которые ещё более снижают сопротивляемость подростков к воздействию конфликтных ситуаций, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, её адаптации к среде.Одна из гл. причин П.н. - неблагополучие в семье, которое выражается не только и не столько в антисоциальном образе жизни родителей, сколько в отчуждении несовершеннолетних в семье с первых этапов развития личности. Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды лежат в основе мотивации мн. преступлений, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Психическая депривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных общественных ценностей и способствуют восприятию негативных норм и представлений. В таких ситуациях подросток часто находит взаимопонимание в неформальных группах. Проблема психической депривации выходит за пределы семьи. Депривация характерна для воспитанников детских домов и других интернатных учреждений. Зарубежные специалисты связывают мн. правонарушения и преступления, самоубийства (суицид) несовершеннолетних с отсутствием эмоциональной защищённости в семье. Формирование личности преступника может происходить и при наличии эмоциональной связи с родителями, когда именно они демонстрируют своим детям образцы противоправного и аморального поведения в обществе. Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, ориентированное не на нравственное становление личности, а на удовлетворение любых потребностей, капризов ребёнка (см. Детоцентризм).Профилактика П.н. должна быть в первую очередь сосредоточена на всесторонней экономической и социальной помощи семье, совершенствовании семейного и общественного воспитания. Помощь семье и защита прав детей строятся на основе взаимодействия органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты и пр. Система профилактики должна быть направлена прежде всего на предупреждение самой возможности правонарушений путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности. Гл. внимание нужно уделять выявлению и ликвидации причин П.н., ранней профилактике правонарушений. Необходимо знакомить учащихся с основами гражданского воспитания и правового воспитания в учебных заведениях и пр. Одним из гл. принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике П.н. является индивидуальный подход к каждому подростку.Родители и другие взрослые несут ответственность за вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность: в соответствии с Уголовным кодексом РФ они могут быть привлечены к уголовной ответственности.Одной из существенных мер профилактики П.н. является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают. В целях предупреждения противоправного поведения подростков правоохранительные органы выявляют антисоциальные объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в её разложении и разобщении, развенчании лидеров с помощью воспитательных мер.Педагогические и психологические аспекты П.н. исследуют пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213-214)См. также Девиантное поведение, Дети, Детоцентризм, Лишение родительских прав, Несовершеннолетние, Отклоняющееся поведение, Пенитенциарная педагогика, Правонарушения, Родительские права и обязанности, Сиротство, Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, Уголовная ответственность несовершеннолетних, ЮНИСЕФ
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.